Непохожие

38 чистых душ
Случалось ли вам, увидев че­ловека в инвалидной коляске или на костылях, смущенно от­водить глаза в сторону? А согла­сились бы ухаживать за кем-то, страдающим детским цереб­ральным параличом или эпилеп­сией? Сможете хоть немного времени провести наедине с ре­бенком, больным аутизмом или шизофренией, с задержкой в ум­ственном развитии или наруше­нием речи? Эти недуги отталки­вают здоровых. Нас пугает не­похожесть инвалидов, или, как теперь принято говорить, людей с ограниченными возможностя­ми. Да, они действительно отли­чаются от большинства. Но дело даже не в физических недостат­ках. А в том, что зачастую эти люди чище, добрее, наивнее, беззащитнее, словом, лучше по­давляющей части населения планеты. Причем запертые в темнице собственного тела, они не падают духом, нет. Напротив, стараются радоваться каждому новому дню и помогают другим, не обиженным природой, со сто­роны взглянуть на собственные проблемы, на поверку оказыва­ющиеся не столь глобальными и неразрешимыми.

Они иные. Так уж распоряди­лись природа, судьба, злой рок или что там еще есть. Изменить эту данность, увы, невозможно. Значит, надо просто принимать мир таким, какой он есть. Но ка­ково отцу или матери услышать, что ребенок никогда не сможет быть нормальным? Конечно, в нашем понимании этого слова. То есть ходить в обычную шко­лу, иметь друзей, получить про­фессию, когда-нибудь создать собственную семью. Не каждый готов взвалить на себя подчас непосильную ношу воспитания такого ребенка. Многие отказы­ваются от собственного чада. И не нам их судить. Те же, кто спо­собен, несмотря на все труднос­ти, нести свой крест и верить, достойны всяческого уважения. А что чувствуют сами люди с ограниченными возможностя­ми? Некоторые прекрасно пони­мают, что с ними происходит, что что-то не так. Они, как пра­вило, оказываются очень одино­кими, замыкаются в себе и об­щаются лишь с крайне ограни­ченным кругом лиц — родствен­никами, близкими знакомыми. Другие, имея целый букет забо­леваний (ведь чаще всего беда не приходит одна), нахо­дят в себе силы быть ‘ очень общительными. Мы побывали в гостях у людей, чьим вторым домом стал реабилитационный центр “Оберег”. Эти мальчи­ки и девочки, юноши и девуш­ки (здесь вместе сосуществуют и пятилетние, и те, кому почти тридцать) не вызывают чув­ства жалости. Наоборот. У них хочется учиться стойкости и мужественности, раскованности и открытости ми­ру. Скажем, маленькая Диана внешне совершенно здоровый ребенок, но девочка не говорит ни слова. Рома может самостоя­тельно ходить, но получается это у него очень плохо. Даяна, стра­дающая ДЦП, передвигается только, если рядом кто-то есть и поддерживает. Всего их 38 чело­век. У каждого — своя история. Кто-то имеет вторую, кто-то первую группу инвалидности и вынужден ежеминутно бороться даже не с одним страшным диа­гнозом. Скажем, эпилепсия со­седствует с аутизмом или ум­ственной отсталостью.

Любое заболевание оказывает влияние и на общее развитие че­ловека. Если сравнить обычного ребенка лет десяти и его сверст­ника с ограниченными возмож­ностями, то отставание, безус­ловно, будет очень заметно. Это часто и делает последнего изго­ем общества. И можно только позавидовать тем, кому посчаст­ливится оказаться в кругу пони­мающих его людей. Остальным придется коротать время в четы­рех стенах собственного дома.
Безумная любовь иного мира
У обитателей “Оберега” есть замечательная традиция — от­мечать каждый праздник ка­ким-нибудь театрализованным представлением. На такие кон­церты всегда созывают массу гостей. И вот не каждый же из нас отважится выйти на сцену, прочесть стихи, что-то спеть, станцевать. А обереговцы даже собственных физических недо­статков совершенно не стесня­ются. Стоять на подмостках им нравится. Плюс занятия искус­ством приносят непрофессио­нальным актерам свою пользу. Во-первых, они чувствуют теп­ло, идущее из зрительного зала. Во-вторых, крайне важен и сам процесс подготовки к ми­ни-спектаклю. Буквально каж­дый получает пусть и крошеч­ную, но роль, а значит, ощущает свою необходимость в коллек­тиве, чувствует ответствен­ность. Если готовится новогод­нее представление по мотивам русских сказок, обереговцы вначале долго изучают весь не­обходимый материал. А перед тем как приступить к репетици­ям концерта, посвященного празднику весны — Ноорузу, занимались историей Кыргыз­стана, знакомились с народны­ми обычаями, традициями, иг­рами. — Сами ребята заинтересовав­ны в этом очень сильно, — рас­сказывает директор “Оберега” Ольга Джабраилова. — Опреде­ленный промежуток времени мы проживаем вместе, движи­мые общей идеей. Мальчишки что-то строгают в столярной мастерской, девочки шьют и вышивают. Делаются декора­ции. Это здорово. Педагоги ста­раются никого не обделить ро­лью. Кто не может ходить, но хорошо говорит, тот читает сти­хи. Кто-то молчит, но готов станцевать. Ни один не остается без красочного костюма. Каж­дый артист должен сначала сам почувствовать дух праздника. Только тогда энергия и радость ожидания чуда передадутся в зрительный зал.
Глядя на обереговцев, дума­ешь, что все до одного они чрез­вычайно талантливы. А побы­вав на любом их представлении, самому хочется куда-то бежать, что-то делать, творить. Ведь ес­ли люди с такими проблемами, физическими недостатками, не имеющие власти даже над соб­ственным телом, могут быть счастливыми и дарить это счас­тье другим, почему я не могу?
— Я сама педагог, много лет отработала в школе и в принци­пе до определенного времени не сталкивалась с проблемами ре­бят с ограниченными возмож­ностями. Мне, как обывателю, тоже где-то резало глаз все, от­личающееся от нормы, — при­знается Ольга Николаевна. — Отношение общества к людям с ограниченными возможностями — стигма, с которой надо бо­роться. Чем, кстати, мы и пыта­емся заниматься. Мои собствен­ные дети выросли в центре и со­вершенно нормально относятся к тем, кто отличается от них са­мих. В последние два года к нам приходит много студентов. Они видят, что пугаться здесь совер­шенно нечего. Ну закричал вдруг ребенок, упал — все объ­яснимо, такова болезнь. Потом здоровый ребенок может и вы­зов бросить учителю, пойти на какую-то конфронтацию, здесь этого нет совершенно. Если и произойдет что-то, то лишь из-за заболевания. Мне легко с этими детьми, наверное, потому что я их просто безумно люблю.
Анастасия КАРЕЛИНА.
Газета Вечерний Бишкек 25 марта 2011г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Назад